Построенный в 70-х годах дом культуры «Дружба» находился на реконструкции, которая продолжалась 6 лет. Большой зал рассчитан на 574 места, ранее основным технологическим оснащением зала было кинопроекционное оборудование. В то же время имеется сцена колосникового типа, оснащенная софитными и декорационными подъемами.
ДК «Дружба» открылся после ремонта в канун 2012 года. Проектирование, монтаж и пуско-наладку технологического оборудования при капитальном ремонте и техническом перевооружении ДК осуществила компания «Стройцирк».
Архитектор и дизайнер проекта – Владимир Тенета, инженер-акустик – Владимир Сиводедов. Во многом благодаря их участию зал получил новые качества, в частности, в проекте проработаны аспекты архитектурной акустики. Плоскости ограждающих конструкций стен выполнены многослойными с антивибрационными прокладками. Большая потолочная люстра выполняет две функции – собственно, для освещения зала и как акустический рассеиватель. Геометрия и материалы элементов потолка и стен формируют диффузное, равномерное звуковое давление по всей площади зала. Хорошее звучание в зале можно получить, как без применения систем звукоусиления, так и с электроакустикой, причем на больших уровнях звукового давления.
Первое впечатление – зал кажется очень праздничным, светлым и просторным. Поскольку данный зал позиционируется как универсальный общегородской, светлая гамма стен и потолка вполне оправдана (в отличие от сугубо театральных залов, которые преимущественно решаются в темных тонах для уменьшения мешающей засветки). Выносное осветительное оборудование и настенные акустические системы в зале также светлого цвета, на фоне светлых стен и потолка почти не выделяются, довольно габаритная конструкция ферм подвеса осветительных приборов на потолке не кажется тяжелой.
Современно и лаконично выполнено освещение зала – светильники не видимы глазу, LED-приборы смонтированы в горизонтальных каналах между стеновыми панелями. В то же время световое оформление можно сделать весьма разнообразным, благодаря RGB-контроллеру: управлять можно и цветом, и динамическим включением/выключением подсветки стен.
Аппаратная организована, как обычно это делается на подобных объектах, в помещении бывшей кинопроекционной. В аппаратной предусмотрены постоянные рабочие места операторов света и звука, располагаются пульты и большая часть звукового оборудования, видеопроектор. В соседнем помещении оборудована аппаратная звукоусиления. Здесь нужно отметить, что организация рабочих мест свето- и звукооператоров имеет свои особенности, поскольку первоначально помещение аппаратной создавалось для других целей. Лучшим решением для размещения светового пульта оказалось использование подоконника аппаратной. При проведении спектаклей и других мероприятий, когда используются в основном готовые фонограммы, звукооператор также может работать из аппаратной, контролируя звуковую картину через открывающиеся окна. В тех случаях, когда требуется особый слуховой контроль (при проведении живых концертов), предусмотрена возможность организации рабочего места звукорежиссера в зале, вблизи поперечного прохода. Там можно установить стандартный сценический станок 1,0 х 2,0 м, который используется в качестве столешницы. Продумана коммутация оборудования, которое при необходимости можно устанавливать на выносном рабочем месте оператора. Такая возможность, вкупе с имеющимся оборудованием, позволит провести практически любое сложное, в части звукоусиления, мероприятие: «живые» рок- или джазовые концерты, фестивали, конкурсы, возможно, и мюзиклы.
Перейдем к описанию звукового оборудования, фойе, кстати, также оборудовано профессиональным звуковым и осветительным оборудованием.
Основные компоненты – британского производства: акустика компании Turbosound – в системе звукоусиления зала задействованы два линейных массива серии FlexArray, а в фойе – активная акустика серии Milan; микшерный пульт – английской фирмы Soundcraft; усилители – также английской фирмы MC2 Audio.
На церемониях The Brit Awards (The BRITS, британской музыкальной премии, победители которой определяются голосованием среди представителей музыкальной индустрии: звукорежиссеров, продюсеров, музыкальных критиков, диджеев) было немало музыкантов, использующих акустику Turbosound: Jamie T, Mika, Muse («Лучшее концертное выступление»), Bjork («Лучшая иностранная исполнительница»), Kings of Leon («Лучшая иностранная группа», «Лучший международный альбом»). Премия престижная, достаточно вспомнить, что на первой церемонии в 1977 году победителем признаны The Beatles, номинантами побывали Phil Collins, P. Gabriel, P. McCartney, Queen, Kaiser Chiefs и многие другие, и применение там Turbosound говорит о бренде многое. Также в 2008-09 годах акустика Turbosound получала награды Club World Awards в номинациях «Лучшая саундсистема» и «Лучший звуковой продукт», награды Winter Music Conference (Майами), в 2012 году – Queen’s Award – Премия королевы «За предпринимательство и инновации».
Так что выбор «Стройцирком» акустики Turbosound выглядит весьма впечатляюще. Flex Array позиционируются производителем как акустика для живого звука (Live Sound), рекомендуемая для использования в профессиональных системах звукоусиления самого широкого применения: от небольших туровых систем звукоусиления, до компактных стационарных систем звукоусиления в театрах, концертных залах, клубах, спортивных сооружениях. Широкополосные акустические системы в трапециевидном корпусе, благодаря патентованным конструкциям «разветвленного» и многоячеистого высокочастотного излучателя (Dendritic Horn и Poly Horn), имеют возможность горизонтального и/или вертикального подвеса, использованы в портальном варианте (Ground Stacked). В зале используется по 6 широкополосных элементов массива TFA-600H и по 2 басовых TFA-600L на сторону. Впечатляют параметры НЧ секции, укомплектованной одним драйвером с неодимовым магнитом, в рупоре TurboBass™: нижняя граница 38 Гц (по уровню -3 dB) программная мощность 1,6 кВт и пиковое звуковое давление max SPL 139 dB. Корпуса акустических систем имеют встроенные элементы крепления для подвесного монтажа.
Пульт Soundcraft, модель MH2 40 RW5716SM, можно использовать как «центральный» (FOH) и как мониторный, или в двух режимах одновременно (Dual Mode FOH/MON). Микшерный пульт имеет 40 моно + 4 стерео, 10 ауксов, 8 субгрупп, 8 групп VCA (функция VCA-групп позволяет одновременно управлять всеми каналами, включенными в группу), матрикс «11х4», 4 стерео-возврата, LCR панорамирование. Имеет 8 ауксов, четыре из которых могут управлять 4-мя независимыми линиями мониторов. 2 параметрических эквализации СЧ, обрезной НЧ фильтр (100 Гц). Функция Phase reverse, фантомное питание +48 V, выходы direct, возможность включения внешних приборов (insert) по каждому каналу. Выбор в пользу аналоговой консоли сделан по просьбе службы эксплуатации, и, учитывая большие функциональные возможности данного пульта, он позволит решить самые сложные звукорежиссерские задачи.
Британский звук дополняют усилители MC2 Audio серии E (E15, E25, E45). Серия E представляется рядом легких, мощных усилителей, разработанных по самым высоким стандартам надежности и качества звука. Серия относится к туровым моделям, благодаря импульсному источнику питания имеет малый вес, все модели выполнены в корпусе 2U. Источник питания с «умным» лимитером способен обеспечить большую импульсную амплитуду выходного сигнала без «перегруза» басов с низким уровнем искажений в пределах всего диапазона безопасной работы. Выходной каскад обеспечивает ультравысокую четкость звука во всем звуковом диапазоне, от 20 Гц до 20 кГц (+/- 0,3 дБ). При выходной мощности на 1 dB ниже максимальной, коэффициент нелинейных искажений (THD) на частоте 1 кГц составляет менее 0,008% (для Е45 – 0,015%).
Сценические низкопрофильные мониторы Media Works NMP112.2 российской сборки, комплектующие – Ciare, Италия (среди потребителей Ciare – Meyer Sound, EAW, Renkus Heinz, Kling&Freitag, HK Audio, Martin Audio, Turbosound).
Источники сигнала – Tascam. Можно уже говорить, что и компакт-диски, и минидиски уходят в прошлое, на смену идут твердотельные рекодеры, и в состав оборудования включена одна из таких моделей – Tascam SS-R05. Аппарат может записывать/проигрывать файлы формата wav, mp3, носитель – CF Card. Аналоговые входы и выходы – небалансные RCA. Есть цифровой вход и выход S/PDIF с конвертором частоты дискретизации. Пожалуй, для объекта одного такого прибора будет мало, но добавить подобный прибор будет несложно.
Другие компоненты: приборы обработки – dbx, tc Electronic, XTA Electronics; кабели – Klotz.
В тракт включен системный контроллер, XTA DP448 (4 входа/8 выходов), британского (!) производства. Контроллер имеет на каждом входе 8-ми полосный параметрический и 28-ми полосный графический эквалайзеры, линии задержки на каждом входе и выходе (до 650 ms); на каждом выходе – 9-ти полосный параметрический эквалайзер, коррекция фазы (шаг 2º), обрезные фильтры НЧ и ВЧ (13 вариантов), выходные двухуровневые лимитеры. Для управления имеется ноутбук HP Pavilion dv6-6169er.
Микрофонный парк представлен изделиями Shure: классическими проводными beta58A, beta57A и другими, радиосистемами Shure серии ULX с ручными и петличными микрофонами.
Для подключения оборудования на сцене предусмотрено достаточное количество лючков.
В качестве постановочного средства предусмотрена система видеопроекции на большой экран, проектор Barco установлен у центрального окна аппаратной.
Для обеспечения оперативной связи предложены радиостанции с гарнитурами Kenwood TK-2170. Станции работают в любительском 2 метровом диапазоне (144 МГц), мощность передатчика – 5 Вт. По данным форумов, подобные станции позволяют устойчиво связываться в условиях города на дистанциях 5-7 км, а при прямой видимости – до 100 км.
Зал, как описывалось ранее, продуман и организован как универсальный. В нем присутствуют как театрально-концертные, так и клубные технологии. И в этом состоит его яркая нестандартность. Постановочный свет, являющийся основной частью всей концертно-театральной технологии, имеет элементы как классических, так и нестандартных решений. В зоне сцены осветительное оборудование установлено на 4-х софитных двух рядных подъемах (4-е плана), на боковых поплановых осветительных башнях. Осветительное оборудование размещено также на правой и левой галереях, на правой и левой портальных башнях, ну и на авансцене расположилась классическая рампа. Оборудование, размещаемое на планшете сцены, подключается в сценические люки, распределенные по периметру. На планшете можно установить любое необходимое для художественных решений оборудование как статическое, так и динамическое. В каждом люке есть точки подключения по электропитанию регулируемых (диммерных) и нерегулируемых линий. В люки подведены и линии управления по протоколу USITT DMX 512.
По бокам авансцены в зале осветительные приборы размещены в осветительных ложах. В каждой из лож находится 3-х уровневая трубная конструкция, на которой установлены приборы. В довершение классической компоновки – в зале на потолке за панелями отделки запроектирован выносной мост. Со стороны зрительских мест он невидим.
Самой примечательной конструкцией является фронтальная фермовая конструкция в виде полукруга, гармонично вписывающегося в концентрический дизайн потолка. Кроме того, сама ферма и приборы на ней белого цвета. Набор оборудования на этой фронтальной конструкции предполагает их использование как для театральных действий на сцене, так и в клубно-концертном варианте. Еще одним важным художественно-технологическим решением является интеграция архитектурной подсветки зала с постановочным освещением. Иными словами, в постановочных действиях может использоваться и сценическое, и архитектурное освещение. Инженеры, обслуживающие осветительную систему продемонстрировали данные возможности. Надо сказать, что это производит незабываемое впечатление на зрителей. Очень эффектно выглядит динамическое освещение, охватывающее все пространство зала.
Осветительное оборудование, используемое в проекте, можно разделить на две основных категории – это статическое осветительное оборудование и динамическое (управляемое) осветительное оборудование. Предложенный и реализованный компанией «Стройцирк» комплект, как нельзя лучше соответствует требованиям к данному виду общественных досуговых объектов. Сбалансированное соотношение динамических и статических приборов позволяет организовывать на сцене любые виды постановочных действий, используя для этого, как отмечалось ранее, все пространство сцены и зала.
В качестве основного, базового, оборудования предложены динамические прожекторы с полным движением корпуса известной фирмы Robe, которая зарекомендовала себя на европейском рынке как инновационная компания, производящая качественные приборы для различных постановочных целей. Также в эту группу входят динамические высокоэффективные прожекторы нового поколения Clay Paky Sharpy. А группу статических приборов возглавляет фирма ETC. Нельзя не отметить грамотный подход к расходно-финансовой части проекта. И Robe, и ETC, и Clay Paky нельзя отнести к группе недорогого оборудования. Компанией «Стройцирк» проведена грамотная аналитическая работа, позволившая сбалансировать качество и цену. Построена самодостаточная и мощная по своим возможностям осветительная система. Мировые бренды гармонично объединены с бюджетными вариантами осветительных приборов отечественных и других производителей. В частности «мускулы» силовой электроосветительной системы представлены комплектом диммерных блоков и блоков прямых включений фирмы Svetoch (Россия). А «мозги» – системой управления FLYING PIG SYSTEMS ROAD HOG производства США. Театральное осветительное оборудование (прожекторы заливающего, рассеянного света, линзовые прожекторы) производства Svetoch и «Протон». Все крепежные и установочные элементы, а также вся сценическая механика производства «Стройцирк».
Важно отметить, что в качестве постановочного освещения применены приборы на светодиодных источниках освещения LED Par 64 High Power 18 x 3 W производства Showtec. И примененное LED оборудование, вопреки пока еще бытующему мнению, что для театральных сцен светодиоды неприемлемы, на этой сцене работает прекрасно! Оно не только дополняет основное освещение, но выступает в качестве такового. Это также является примером современного подхода к организации универсальных залов. Хотим мы этого или нет, но светодиодные и другие современные источники света рано или поздно вытеснят, если не на театральных сценах, то, по крайней мере, на концертных площадках, капризные, «прожорливые» и недолговечные разрядные и галогенные источники света.
Стоит еще отметить, что для усиления художественного эффекта от постановочного света не обойтись без специальных эффектов, к которым относятся сценические генераторы дыма и тумана Smoke Factory Tour Hazer II и Stage Evolution ZF-D100, снегогенератор Neo Neon ST-100.
И в заключение приведем список основного, установленного в театрально-концертном зале осветительного оборудования:
Система управления осветительным оборудованием и силовая электрическая система включают:
Для полного представления можно добавить, что общая потребляемая электрическая мощность установленной осветительной системы составляет – 250 000 Вт. Что является очень приемлемым показателем, учитывая достаточно емкий комплект оборудования. Такие данные получились благодаря использованию оборудования на светодиодных источниках и ламп нового поколения. Программа экономии электроэнергии оправданно выполнена!
Система управления и электропитания постановочного осветительного оборудования достаточно сложная, и по этой причине ее отладка заняла значительное время. Но в данный момент площадка полностью готова к полноценной эксплуатации.
Что касается состава и комплектности механического оборудования сцены, он определялся из расчета максимальной эффективности при эксплуатации и постановке спектаклей и концертов. Поэтому еще на этапе проектирования было принято решение оснастить сцену классической системой (уравновешенной), т. к. этот тип системы является безопасным, и используемые электрические подъемы являются менее мощными и малогабаритными. Электроприводы подъемов было решено установить в трюме, так как там была необходимая площадь, а также с точки зрения уменьшения шума и удобства обслуживания, поскольку и электролебедка, и шкаф управления находятся в одном помещении.
И далее состав оборудования.
Главный занавес представляет собой подъемно-опускную дорогу-балку (уравновешенную) с электроприводом для открытия и закрытия занавеса. Скорость раздвижки – регулируемая 0-1,0 м/сек. Скорость подъема – 0,2 м/сек, с плавным стартом/остановкой, также для удобства был предусмотрен электропривод для обслуживания системы раздвижки занавеса и удобства смены одежды сцены, полотен занавеса.
Антрактно-раздвижной занавес представляет собой подъемно-опускную дорогу-балку (уравновешенную) с электроприводом для открытия и закрытия занавеса. Скорость раздвижки – регулируемая 0-1,0 м/сек. Скорость подъема – 0,2 м/сек, с плавным стартом/остановкой, также для удобства был предусмотрен электропривод для обслуживания системы раздвижки занавеса и удобства смены одежды сцены, полотен занавеса.
Поплановый занавес (2 комплекта) позволяет организовать несколько сценических планов, что дает возможность при необходимости изменять глубину игровой сцены, а также позволяет временно оптически изолировать задний план при перемене сценической обстановки. Он представляет собой подъемно-опускную дорогу-балку (уравновешенную) с электроприводом раздвижки. Скорость раздвижки – регулируемая 0-0,8 м/сек. Скорость подъема – 0,2 м/сек, с плавным стартом/остановкой.
Панорама позволяет создать живописный задник, передвигающийся с одной стороны сцены на другую. Представляет собой подъемно-опускную фермовую конструкцию (уравновешенную) с электроприводом. Скорость движения занавеса – регулируемая 0-0,8 м/сек. Скорость подъема – 0,2 м/сек, с плавным стартом/остановкой.
Выносной софитный подъем представляет собой радиальную софитную ферму, подвешенную на цепных электролебедках фирмы ChainMaster-BGV-C1, с плавным стартом/остановкой.
Выносной софит мост представляет собой стационарный мост с местами крепления световой аппаратуры. Свет попадает на авансцену через специально выделенную нишу в потолке зрительного зала.
Софитные подъемы сцены (4-комплекта) – пространственные фермы (уравновешенные) для установки световых приборов. Световые приборы располагаются на софитных фермах арьерсцены в два яруса. Скорость движения – 0,2 м/сек, с плавным стартом/остановкой.
Штанкетные электрические подъемы (10-комплектов) – уравновешенные системы для подъема элементов декораций и подвески одежды сцены: падуг, кулис и занавесов. Скорость штанкетных подъемов сцены – регулируемая 0-0,8 м/сек.
Штанкетные ручные подъемы (8 комплектов) – уравновешенные системы для подъема элементов декораций и подвески одежды сцены: падуг, кулис и занавесов.
Механизм сейфа мягких декораций располагается в зоне арьерсцены. Система сейфа мягких декораций имеет электропривод с постоянной скоростью подъема, с плавным стартом/остановкой.
Все двигатели электроприводов – асинхронные трехфазные. Плавное регулирование скорости осуществляется с помощью преобразователей частоты фирмы КЕВ (Германия). Компоненты электроаппаратуры управления фирмы АВВ выбраны как наиболее надежные в эксплуатации.
Главный пульт управления механическим оборудованием сцены позволяет управлять любым приводом в отдельности и с групповым использованием механизмов.
Также электрошкаф лебедки имеет местное управление для оперативных и ремонтных работ.
Игровое пространство условно поделено софитами на четыре плана. Первый план – стационарный софит-мост. Второй, третий и четвертый планы оснащены софитными подъемами. Каждый софитный подъем состоит из трех секций – центральной и двух боковых. Подъем боковых секций обеспечивает отдельный привод. Такое решение принято в связи с тем, что грузоподъемность софита составляет 1600 кг. Беспротивовесная вертикальная лебедка с такой грузоподъемностью и 12 тросами попросту не нашла бы себе места в театре. Таким образом, приводом для боковых секций служит вертикальная беспротивовесная 8-тросовая лебедка грузоподъемностью 800 кг. Приводом для центральной секции служит вертикальная беспротивовесная 4-тросовая лебедка, тоже грузоподъемностью 800 кг.
Вместо передвижных световых башен, обычно находящихся под галереями первого уровня, в театре используются боковые плоскостные софитные подъемы по три с левой и правой стороны. Подъемы расположены в одну линию. Длина каждого подъема 3 метра. Такое решение позволяет динамично менять высоту расположения световых приборов, образующих прострелы сцены.
Второй уровень оснащения и следующая часть работы – верхняя механизация, обеспечивающая возможность подвешивания декораций. Это антрактно-раздвижной занавес, пожарный занавес, декорационные, индивидуальные и боковые подъемы, механизм полета, панорама, попланные занавесы, портальный мост и кулисы. Особое место отводится технологическим металлоконструкциям, на которых располагается светотехническое оборудование. Верхняя механизация приводится в движение электрическими приводами.
В этом обзоре мы не стали касаться заметных компонентов зрительного зала – зрительских кресел. Самое главное, что фундамент и основные нити инсталляции были заложены изначально грамотно – это электромонтаж, и что качество электромонтажа, прокладка трасс, монтаж оборудования выполнены «Стройцирком» профессионально. Все работы – высокого качества.
Теперь можно с уверенностью сказать, что в новой Большой Москве появился современный, хорошо укомплектованный универсальный театрально-концертный зал. Остается дождаться, когда там будет проводиться что-нибудь уровня церемонии The Brit Awards, техника это позволит.